Интервью с Вилле Вало для британского журнала Metal Hammer #378 2023 (на сайт интервью загрузили 18.09.2023)

Бэм Марджера, разговоры в туалете и язык Dave Grohl: как Love Metal наконец-то прославил HIM по всему миру и доказал, что Вилле Вало был рок-звездой, как никто другой

«Все стало как-то дико и странно», — говорит сегодня Вилле Вало, оглядываясь назад на Love Metal 20 лет спустя. Он не шутил.

«Люди не могут не смотреть, когда мимо проходит Вилле Вало. Они не знают, кто такой Вилле Вало, но знают, что он должен быть кем-то, потому что от него исходит беззаботное хладнокровие, на которое способны только ошеломляюще уверенные в себе и те, кто добился успеха в чем-то сложном. Прогуливаться вместе с Вилле по ненавистной туристической ловушке, которой является лондонская Лестер-сквер, холодным весенним вечером, значит знать, каково это — быть невидимым для прохожих, которые зашорены и сосредоточены, их озадаченные глаза останавливаются на точеных чертах финна, в поисках подсказок о его личности. Их поиски напрасны, ведь в этой стране Вилле Вало — никто, хотя и определенно красивый никто».

С этими словами в 2003 году читатели крупнейшего в мире еженедельного рок-журнала познакомились с фронтменом быстрорастущей готик-рок-группы HIM. Это было 25 февраля, и Вилле, идущий вместе с светотехником и автором этой статьи, направлялся на британскую премьеру фильма “Чудаки” в кинотеатре Odeon на Лестерской площади (Odeon, Leicester Square, London) по приглашению актерского состава и профессионального скейтбордиста Bam Margera, одного из лучших друзей тогдашнего 26-летнего вокалиста, и, на тот момент, он был самым настойчивым, пылким и известным фанатом HIM.

Возможно, как и следовало ожидать, благодаря моделям в униформе медсестер, раздающим неограниченное количество бесплатных уколов в пластиковых «шприцах» на вечеринке после просмотра, ночь наступит очень быстро. В этот момент, с предстоящим выпуском четвертого альбома HIM Love Metal, более расчетливый и оппортунистический музыкант мог бы попытаться извлечь выгоду из сетевых возможностей вечера и работать в комнате, чтобы снискать расположение столичных медиа-лиц и знаменитостей: вместо этого невозмутимый, равнодушный и счастливо разозленный Вилле притащил диван в мужской туалет, чтобы потусоваться с друзьями, вежливо заявив, что клубная музыка «слишком шумная», чтобы можно было вести настоящую и содержательную беседу.

«Я помню ту вечеринку, а также помню похмелье, которое последовало за ней», — со смехом говорит сегодня Вилле из своей студии в Хельсинки в беседе с Хаммером. «Мы остановились в отеле «Метрополитен» (возможно, в самом «модном» отеле Лондона того времени), и на следующий день я проснулся, вышел из отеля подышать воздухом, весь с затуманенными глазами, и был встречен этим ослепляющим взрывом вспышек камер папарацци. Оказалось, что [актриса/поп-звезда] Дженнифер Лопес тоже остановилась там, и поэтому вместо того, чтобы запечатлеть ее красоту, они поймали наши пять секунд стыда! Сюрреалистический момент. И это как бы задало тон на весь последующий год, потому что с Love Metal всё стало диким и странным».

То, что в начале нашего сегодняшнего разговора Вилле обильно извиняется за опоздание на 10 минут, это побочный эффект от того, что водитель доставки еды изо всех сил пытается найти его студию, когда привозит веганский ужин-на-одного с карри и перцем чили, это является показателем класса человека. То же самое можно сказать и о том, что он один из тех исчезающе редких рок-звезд, которые поинтересуются последними событиями в жизни своего интервьюера, прежде чем самому отвечать на такие же вопросы. И хотя группа HIM осталась в прошлом, и он занят своим знаменитым проектом «возвращение» VV, очень любезный и гостеприимный хозяин, когда его просят отправиться в путешествие по воспоминаниям, чтобы еще раз посетить «американские горки», которые Love Metal инициировал для HIM.

«Знаете, очень приятно, что некоторые до сих пор помнят», — говорит он в типичной самоуничижительной манере, «и, кажется, также есть интерес со стороны немалого количества молодых людей, которые, я думаю, находят начало 00-х чем-то крутым в винтажной манере».

Очевидно, что история HIM началась не с Love Metal, но что касается Великобритании, то вроде как началось с него. В то время как группа (в состав которой входили гитарист Микко «Линде» Линдстрем (Mikko ‘Linde’ Lindström), басист Микко «Миге» Паананен (Mikko ‘Mige’ Paananen), клавишник Янне «Бертон» Пууртинен (Janne ‘Burton’ Puurtinen) и барабанщик Мика Карппинен (Mika ‘Gas Lipstick’ Karppinen) уже наделала много шума у себя на родине, а в Германии с самого рассвета тысячелетия – с «Join Me In Death», первым синглом с их второго альбома Razorblade Romance 2000 года, возглавившим чарты синглов на обеих «территориях» – Британия по большей части осталась в стороне.

Когда HIM предприняли свой первый полноценный тур по Великобритании в мае 2002 года, продвигая прошлогодний альбом Deep Shadows And Brilliant Highlights, они играли, по оценкам Вилле, «для 20 человек или меньше» каждый вечер. «И нам это понравилось», — подчеркивает он. «Мы наслаждались каждой секундой. Мы поехали в Германию, чтобы заработать денег и потратить их все на игру в пустых пабах Британии, и это того стоило».

Больше расстраивает, хотя было понимание, что они выложились на третьем альбоме не настолько хорошо, как могли бы. При этом Вилле объясняет часто повторяемое предположение о том, что HIM были близки к распаду после того, как альбом Deep Shadows And Brilliant Highlights был переоценен: «Вы вообще настоящая рок-н-ролльная группа, если все не покидают группу несколько раз в год?» — спрашивает он со смехом. Он говорит, что альбом пострадал от «слишком большого количества поваров на кухне», и отмечает, что группа уделяла слишком много внимания директивам своего лейбла.

«И тогда вы обнаруживаете, что гастролируете с альбомом, которым не особо гордитесь, и это вызывает у вас злость и депрессию», — просто говорит он. «И потом тебе придется доказать себе и всем остальным, что в тебе все еще есть что-то особенное».

Вилле, возможно, не был бы уверен в своем будущем, если бы группа уже не работала над мощной, новой песней на саундчеках, вдохновленной The Stooges – рабочее название Buried Alive By Love – которую он считал «мелодичным средним пальцем для людей, которые нас списали со счетов». Пока его коллеги по группе уезжали на каникулы, Вилле заперся в своей новой квартире в Хельсинки – черные мешки для мусора закрыли окна, чтобы помешать местным подросткам, фотографировать отечественную рок-звезду в своей среде и начал писать новые песни на старой «оркестровой» гитаре 1940-х годов.

«У меня дома был беспорядок, и я выкуривал по 100 сигарет в день, но я был полностью сосредоточен на музыке, на том деле, которое люблю. Был полон энтузиазма», — вспоминает он. Когда его вернувшиеся коллеги по группе услышали его новые незавершенные работы, их коллективный дух снова поднялся.

«Настроение было отличное, снова были пять мушкетеров, мы против мира», — вспоминает Вилле. «Товарищество вернулось, мы были настоящей группой братьев, и все действительно поддерживали друг друга. И это, конечно, влияет и на написание песен, потому что, когда ты играешь на акустической гитаре дома, тебе не терпится продемонстрировать эти новые песни парням, которые тебе действительно небезразличны. И это волнение перенеслось в студию. Атмосфера там была хаотичной, но в хорошем смысле хаотичной».

Воссоединились с продюсером Kai ‘Hiili’ Hiilesmaa — «безумный ученый, что-то вроде Lee Scratch Perry стоунер-рока, парень, который заставит тебя записываться обнаженным или в сумасшедших масках» – который работал над дебютным альбомом Greatest Lovesongs Vol. 666, квинтет провел сентябрь и октябрь 2002 года в студии Finnvox Studios в Хельсинки. Затем они переехали в Лос-Анджелес, чтобы микшировать с английским студийным маэстро Tim Palmer (U2, Pearl Jam) в Scream Studios, студии, где Andy Wallace сводил альбом Nevermind группы Nirvana.

«Это было такое прекрасное время», — говорит Вилле, сияя от воспоминаний. «Мы остановились в Riot House (отель Hyatt на бульваре Сансет), где останавливались Led Zeppelin, и мы арендовали кабриолеты и катались по Лос-Анджелесу с KROQ которые крутили песню Aerials — System Of A Down, и казалось, что все стало на свои места, как будто мы достигли всего, на что надеялись. Мы искренне не могли дождаться, когда все услышат то, что мы сделали».

Мрачно-романтичный, атмосферный и мощный альбом Love Metal был выпущен 11 апреля 2003 года с теперь уже культовым логотипом HIM «Heartagram» в качестве единственного изображения на обложке означающее, что на данный момент это была окончательная запись HIM. Хотя альбом занял первое место в чартах Финляндии и Германии, он достиг 55-го места в Великобритании, и этот результат мог бы оказаться обесценивающим, если бы группа, их менеджмент и лейбл BMG не обсудили ранее терпеливую и медленную маркетинговую стратегию, направленную на завоевание британских фанатов.

В преддверии выхода альбома, видео на его второй трек, The Funeral Of Hearts, постоянно транслировалось на рок-каналах Scuzz и Kerrang! TV, а когда в мае последовал мультиформатный физический релиз Buried Alive By Love, сопровождавшийся видео, снятым Бэмом Марджерой с актрисой Джульетт Льюис в главной роли, он занял 30-е место в чартах Великобритании. В том же месяце, зажатый между Soil и Reef, HIM выступил на сцене Scuzz Stage на первом фестивале Download и распродали билеты в лондонском зале Astoria на 2000 человек.

Группа HIM набрала обороты, и благодаря хардкорным поклонникам, таким как Howard Jones из Killswitch Engage, Brandan Schieppati из Bleeding Through и Marta Peterson (клавишник в Bleeding Through) с татуировками с Heartagram, финны начали чувствовать себя самой крутой культовой метал-группой, а их харизматичный, обаятельный и, несомненно, красивый фронтмен стал новым парнем с обложки (ходячая реклама). Важно отметить, что, поскольку он уже получил статус «рок-звезды» в других местах со времен Razorblade Romance, Вилле не отвлекался на вновь обретенную славу и оставался заземленным, став номинальным главой возрождающейся, постоянно развивающейся сцены металла, эмо и панка.

«Думаю, я довольно рано избавился от своей претенциозности дивы, выпустив Razorblade Romance, и вернулся на Землю задолго до того, как начался успех Love Metal», — размышляет он. «Конечно, мы были кучей рок-н-ролльных придурков, мы могли быть очень самодовольными, но это связано с работой, и это не отрицательный момент.

Теперь мы просто плыли по течению, просто пытаясь удержаться покрепче, поскольку импульс набирал обороты. Он никогда не становился сверхсумасшедшим с точки зрения эго или потворств. Позже, в эру Dark Light [2005-2007], меня, возможно, немного затянуло в глубокую яму, которую я сам создал: я прочитал достаточно рок-биографий, чтобы знать, что это произойдет, и мне пришлось проверить это на себе. Но с Love Metal мы были действительно увлечены этим и просто наслаждались каждым новым безумным опытом, с которым сталкивались».

Он вспоминает, как летом 2003 года он прилетел в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с девушкой. «Бэм прислал за мной лимузин, чтобы отвезти меня к нему домой, и когда я приехал, там началась огромная, дикая вечеринка», — говорит он. «Мы знали Бэма с 2000 года – я встретил его, когда мы играли в The Garage в Лондоне – и мы научили его веселиться, и он хорошо усвоил! Все это время было для нас настоящим медовым месяцем. Мы встречались со всеми этими руководителями американских звукозаписывающих компаний, такими людьми, как Seymour Stein и Jimmy Iovine, и они рассказывали эти удивительные истории, а мы были просто загипнотизированы и трепетали. Это было такое крутое, такое особенное время, настоящий период реализации наших мечтаний. Какая поездка!

Прежде чем покинуть нас, Вилле делится анекдотом, который блестяще иллюстрирует, как изменилась его жизнь после того, как Love Metal выдвинул его на передний план современной хард-рок-сцены. В декабре 2005 года певец снова был в Лондоне и договорился о встрече со мной и нашим общим другом автором статей Alexander Milas и будущим редактором Metal Hammer, чтобы выпить в рок-баре Garlic & Shots (Soho, London) на Frith Street, когда знакомое лицо ворвалось в компанию собравшихся.

«Внезапно я почувствовал волосатый язык на своем лице. Я оглянулся и увидел Dave Grohl», — смеется Вилле. «Я никогда раньше с ним не встречался, так что именно так мы и познакомились. Я не уверен, что Дэйв Грол делает это со всеми при первой встрече, но на мгновение я почувствовал себя особенным. Love Metal, возможно, не был самым величайшим метал-альбомом за всю историю или даже самым величайшим альбомом, который мы когда-либо делали, но это был момент, который заставил меня осознать, что мы больше не просто еще одна группа».

Перевод: Евгения Хамитова (Zhenia Kirsikkalove)

Дополнения от переводчика:

Оппортунистические действия — это целесообразные действия, руководствующиеся в первую очередь корыстными мотивами

The Stooges — американская рок-группа, фронтменом которой является Игги Поп. Стиль The Stooges определяют как гаражный рок, прото-панк, глэм-рок; на их официальном MySpace стиль группы обозначен как психоделический рок / панк / метал.

KROQ-FM — Американская радиостанция

Soil — американская рок-группа играющая в стиле альтернативный метал. Коллектив образовался в Чикаго, штат Иллинойс

Reef — английская рок-группа из Гластонбери. В состав группы входят Гэри Стрингер на вокале, Эми Ньютон на гитаре, Джек Бессант на басу и Люк Буллен на барабанах.

Howard Jones — американский металкор-вокалист, наиболее известный как бывший солист групп Killswitch Engage и Blood Has Been Shed

Brandan Schieppati — американский музыкант. Он певец металкор-группы Bleeding Through

Оставаться заземленным означает: Поддерживать эмоциональное и психическое равновесие. Глубокий контакт с самим собой. Сосредоточенность на «сейчас» (настоящем) Признание своей самооценки

Seymour Stein – 1942 — 2023 — американский предприниматель и музыкальный управленец. Был одним из основателей Sire Records и был вице-президентом Warner Bros. Records. C лейблом Sire Стейн подписал группы, ставшие одними из главных для эры новой волны 1970-х и 80-х, включая Talking Heads, Ramones и The Pretenders

Jimmy Iovine — американский предприниматель, руководитель звукозаписывающей компании и владелец СМИ, наиболее известный как соучредитель Interscope Records. Он стал председателем Interscope-Geffen-A&M, головного подразделения, объединенного недавно реинкарнированной Universal Music Group в 1999 году.